Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Сказкотерапия

Сказкотерапия - по праву считается самым детским методом психологии, и, естественно, этот метод является одним из самых древних. В древние времени наши предки, занимаясь воспитанием своих детей, редко наказывали провинившихся детей, в первую очередь им рассказывали поучительную сказку, из которой дети понимали смысл своего поступка. Сказки служили не только нравственным, но и моральным законом, они предохраняли детей от напастей и учили их правильной жизни. Зная, каким образом сказка может повлиять на жизнь человека, можно очень многим помочь собственному ребёнку. У него есть любимая сказка, которую часто просит рассказать? Значит, именно эта сказка и затрагивает важные для него вопросы. Сеансы такой терапии помогают вам понять, что по-настоящему привлекает вашего ребенка в сказочном сюжете и какой из героев ему симпатизирует больше остальных, почему он выбирает именно эту сказку, а не любую другую. Со временем пристрастие малыша будет меняться к той или иной сказке, это будет означать, что ребенок растет, активно развивается и ставит перед собой уже новые другие жизненно важные вопросы.

Исследования психологов доказывают, что в любимых сказках ребенка запрограммирована его жизнь. "Скажи мне, какую ты больше всего любишь сказку, и я скажу, кто ты" - так перефразировали всемирно известную пословицу психологи. Родители могут самостоятельно освоить сказкотерапию, однако психологическое консультирование, всё равно, не будет лишним. Для мягкого влияния на детское поведение ребенка психолог способен подобрать специальную сказку. Для проведения сеансов сказкотерапии подбираются самые разные сказки: русские авторские и народные, специально разработанные медитативные и психокоррекционные сказки, а также многие другие виды сказок. Зачастую психолог предлагает ребенка самостоятельно сочинить сказку. Сочинение сказок для ребёнка и ребёнком – и есть фундамент сказкотерапии. Через сказку мы можем узнать о переживаниях ребенка, которые даже они порой не осознают, либо стесняются обсуждать их со своими родителями и другими взрослыми. Через сказку мы также можем узнать об отношении дошкольника к разводу собственных родителей. Ключевым принципом подбора сказок является направленность проблемной ситуации, которая характерна для того или иного возраста, нравственный урок, который преподносит сама сказка, будет доступен для осмысления детям даже старшего дошкольного возраста.

По своей структуре сказкотерапия в обязательном порядке содержит ритуал «входа в сказку» (т.к. называемый настрой), базовую часть, где применяются приемы работы со сказкой, методы и упражнения для развития детского вербального воображения, а также финальный ритуал «выхода из сказки». Такая структура занятия будет создавать атмосферу «сказочного мира» и настрой на работу с метафорой.

В итоге, после сеанса сказкотерапии, ребенок ощущает поддержку взрослых, которая ему более чем необходима. Кроме того, в сказке и через восприятие мира сказки мы можем создать необходимые условия для полноценного развития эмоциональной сферы ребенка, обогатив его представлениями и образами, формирующими хорошее воображение.

Всем ли детям полезна сказкотерапия? Да, психологи четко отвечают, что сказкотерапия полезна всем, причем такой ответ подтвержден массой проведенных исследований и их положительными результатами. Имеются специальные лечебные сказки, которые на практике используются не только для маленьких детей, но и для подростков и даже взрослых. Сказка помогает разрешить многие психологические проблемы, которые другими методами порой невозможно разрешить. Конечно, данный метод психологического воздействия не стоит считать спасением от всех бед. Это не какое-то чудодейственное лекарство, которое способно помочь от любой проблемы и за один прием, а долгая и упорная работа, эффект от которой наступает постепенно и со временем, но однозначно будет. Естественно, у сказкотерапии имеет свои специальные условия в процессе работе с детьми: ребенок должен определенно представлять то, что существует фантастическая действительность, отличается от реальной жизни людей. Навык такого различения, как правило, появляется у детей к трем-четырем годам, хотя, в каждом конкретно взятом случае важно учитывать также и индивидуальные особенности развития психики ребенка.