ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Новости
1
Апреля, 2015

День рождения садика

1 апреля нашему садику в Ростове-на-Дону исполняется ровно год.

28
Марта, 2015

Запуск нашего сайта

Дорогие родители, представляем вашему вниманию наш новый сайт.

Что такое кризис 3-х летнего и как его отличить?

Что такое кризис 3-х летнего и как его отличить?

ЧТО ТАКОЕ КРИЗИС 3-х ЛЕТ И КАК ЕГО ОТЛИЧИТЬ?
Проявления, которые похожи на кризис (истерики, капризы, требования), бывают у каждого ребенка и до, и после кризисного периода, однако сам кризис – это когда их становится слишком много и они отличаются особой остротой.
Само понятие было предложено Л.С. Выготским, который изучал развитие психики ребенка и описывал, как ребенок становится «человеком», постигая культурные аспекты нашего общества. По его мнению, кризисные моменты обязательно присутствуют в развитии, являются показателем развития и указывают нам на то, что ребенок уже подрос, что-то изменилось, хотя порой мы еще об этом и не думаем и этого не замечаем в нем.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С РЕБЕНКОМ?
До 2-х лет ребенок отличается маленькой оперативной памятью, быстро забывает, что просил, его легко можно отвлечь, переключить на другую деятельность, игру. К 3-м годам ребенок уже говорит, запоминает гораздо больше за счет большего объема памяти, у него уже появляются зачатки личности – свое собственное мнение, интересы, ему уже что-то может не нравиться. В этом возрасте переключить ребенка, чтобы он отвлекся и забыл, уже не так просто. Также данный возрастной этап является существенным в отношении развития коры лобных долей головного мозга ребенка, которые связаны с произвольной регуляцией деятельности.
Можно сказать, что кризис 3-х лет в некоторой степени схож с подростковым. Ребенок поменялся, он уже что-то может сам, возможностей и желаний у него больше, чем взрослые привыкли думать. Родители этого не замечают, даже не подразумевают, продолжают вести себя, как раньше, контролировать, не отпускать, отсюда и вырастает острый кризис! Эмоциональный фон ребенка 3-х лет еще нестабилен, а потому все накопившееся выливается в негативизм и капризы как формы протеста против «старого» способа реагирования родителей.

 ЧТО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Кричать. Во-первых, криком ребенка можно напугать! Во-вторых, он не сможет понять, что ему запрещают, и может закрыться и почувствовать запрет не на совершение определенных действий, а на проявление эмоций, которые он в данный момент ощущает.
Обижаться на ребенка. Обидные слова, которые иногда взрослый может услышать в свой адрес, – это просто реакция. Ребенок вовсе так не думает, он просто злится и пока не умеет адекватно выражать свои эмоции, поэтому не стоит на этом акцентировать внимание.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Родителям важно понять, что кризис – показатель того, что ребенок подрос, что у него начинает появляться личность, что все изменилось и пора перестраиваться. Ведь если родители будут чуткими, внимательными и научатся гибко реагировать на изменения ребенка, кризис пройдет не так ярко.
Чтобы ребенок не стремился постоянно доказывать свое Я, следует поддерживать его самостоятельность, предоставляя ему возможность сделать маленький выбор (площадка, на которую пойдете, тарелка, из которой будет есть и пр.). Следует научиться в острых ситуациях безболезненно манипулировать, предоставлять «безальтернативный» выбор, с которым взрослый готов согласиться (если не хочет кашу, выбрать между кашей манной и овсяной и т.п.).
Нужно говорить про чувства, про свои и про чувства ребенка. В этом возрасте он сам еще до конца не понял, что происходит, он находится в процессе развития, и потому нуждается в помощи и поддержке. Основные оружия взрослого – спокойствие и мягкость, сохранению которых способствует сон и отдых. Необходимо научиться спокойно и дипломатично, на уровне ребенка объяснять ему свою позицию.
Важно умело балансировать между конфронтацией с ребенком, которая только усиливает сложности, и между вседозволенностью и потаканием. Правила и требования в семье должны сохраняться.
Не существует идеального рецепта, как справиться с кризисом, необходимо пробовать и искать подход к каждому ребенку, чтобы помочь ему пройти этот трудный и важный путь. Но главное, не стоит бояться кризиса и его проявлений, ведь послушанием очень трудно добиться своего «Я».
Успехов!